Web 2.0 за окном

Web 2.0 за окном

О грядущем приС?ествии Web 2.0 не говорят разве что в женских журналах, хотя я не удивлюсь, если и там проскакивали статьи об этом новом модном понятии. Поднялась какая-то непонятная паника, мол, что мы делать будем, мы же еще с Вебом 1.0 не разобрались, а тут какие-то нововведения, ведь надо разрабатывать новую бизнес-модель, а как же с контентом, а что с оптимизацией сайтов-то будет? Некоторые патентованные остряки уже поспеС?или объявить о выходе субверсии веба 2.0.1, или 2.1.0, Алексей Андреев (http://www.etarget.ru/index.php?r_page=program06), будучи впереди планеты всей,  реС?ил не мелочиться и быстренько разработал полноценный релиз Веб 3.0.

Ну что же, давайте разберемся, что это за явление такое, и к какому числу какого месяца нам ожидать его прихода. Впервые само понятие Web 2.0 было использовано издательским домом O’Reilly в октябре 2004 года на конференции, посвященной новым подходам к разработке веб-приложений. В понятие традиционно включают такие технологии, как веб-сервисы, Ajax, синдикацию и дистрибуцию контента. В то время как к различным сервисам и RSS-фидам все уже попривыкли, Ajax является относительно новой технологией для Рунета, хотя сам принцип его работы известен с 1998 года.

Стоит отметить, что нет точного определения, которое бы начиналось словами «Web 2.0 это…», а заканчивалось бы списком литературы, составленным по всем правилам библиографии. А следовательно, определение вы можете придумывать себе сами – насколько вам позволит фантазия и полет мысли. А давайте попробуем вместе! Р?так, «Web 2.0 это новый»… Стоп. А почему новый? Что в нем нового?

Ну, главным (не)новС?еством является, конечно же, технология Ajax, то есть асинхронный запрос браузера к серверу. Для не посвященных это выглядит так: вы нажимаете на странице какую-либо кнопочку или ссылку, а браузер, вместо того, чтобы побелеть и заблокировать вам работу на ближайС?ие несколько секунд, продолжает работу в нормальном режиме, и обновляется только один или несколько фрагментов. Вы скажете – это же фреймы! Что? Да, действительно… А нет, на самом деле срабатывает JavaScript, который соединяется с сервером и затем дописывает на страницу нужный фрагмент. Вау, скажете вы, ведь это круто! Да, если не учитывать, что технология эта была введена еще в 1998 году, когда в браузере Internet Explorer 5.0 появился новый ActiveX объект – XMLHTTP Request, вариации которого позже были введены в Mozilla Firefox (начиная с версии 1.0), Opera (начиная с версии 8.0), Safari и других браузерах.
Р?менно Ajax привлекает на себя много справедливой и несправедливой критики, поскольку, будучи технологией по своей сути несомненно прогрессивной, содержит много недостатков. Например, использование Ajax блокирует стандартную браузерную навигацию. То есть, пользователь, кликая по ссылкам на странице и просматривая содержимое, подгружаемое с сервера, не может воспользоваться кнопкой «Назад», поскольку постоянно остается на одной и той же странице. Таким образом, вы, прочитав интересную статью на сайте, не сможете отослать своему знакомому ссылку на данный документ. Кроме того, содержимое вызывается, как правило, при событии OnClick, когда пользователь щелкает клавиС?ей мыС?и по ссылке. То есть, поисковый робот, не будучи браузером, не сможет вызвать это событие и, соответственно, получить нужное для индексации содержимое. Однако уже существуют достаточно эффективные реС?ения выС?еперечисленных проблем. Так, проблема навигации реС?ается использованием невидимого iframe, в таком случае браузер сохраняет все изменения содержимого в истории. Проблема же индексации реС?ается еще проще – дописыванием одного параметра с помощью JavaScript. В таком случае сервер может обрабатывать адрес запроса и выдавать соответствующее содержимое – пользователю – пользователево, то есть нужный фрагмент, а роботу – роботово, то есть всю страницу. Даже пользователи, у которых отключен JavaScript не остаются не у дел. Существуют еще более остроумные реС?ения проблемы индексации, но это тема отдельной статьи. Некоторые источники относят также Flash и Java апплеты к Ajax, поскольку в них также можно реализовать асинхронный запрос к серверу.

Вторым важным компонентом, без которого невозможно представить Веб 2.0 это сервисная ориентированность, дистрибуция и синдикация контента. Это также далеко не новС?ество, все сервисы работают с форматом XML, который является предС?ественником хороС?о знакомого нам HTML. Так, популярный сейчас стандарт RSS был использован еще в 1999 году компанией Netscape, но вскоре Netscape утратила в нем интерес, и протокол развивался независимыми группами разработчиков. Сервисная ориентированность проглядывается как в продуктах Microsoft, в особенности в платформе .NET, которая, к слову, выС?ла еще в 2001 году, так и в деятельности других, конкурирующих компаний. Так, поисковая маС?ина Google предоставляет больС?е десятка различных сервисов, позволяя программистам разрабатывать собственные веб-приложения на их основе через Google API.

Третьим китом Веба 2.0 является общедоступность, поддержка стандартов. Да, вот тут ситуация действительно плачевная. Как известно, на данный момент ни один браузер не поддерживает все стандарты W3C в полной мере. Лидером неподдержки стандартов, как вы уже догадались, является Internet Explorer. В стремлении сделать жизнь веб-дизайнеров и программистов как можно слаще, Microsoft не только попытался ввести свои собственные стандарты, но и заставил свой браузер поддерживать абсолютно неграмотно написанные документы, иногда с грубыми оС?ибками. Выросло целое поколение вебмастеров, у которых отмер орган взаимодействия с реальностью, и которые до сих пор пиС?ут страницы “под IE”, не заботясь о том, что все больС?е и больС?е пользователей используют альтернативные браузеры. Более того, довольно смеС?но выглядят заявления матерых дизайнеров типа «Какая Мозилла? Есть IE и есть стандарты Microsoft» – если учитывать то, что стандартами занимается не Microsoft, а W3C. В последнее время, правда, разработчики IE опомнились, и в следующей, седьмой версии браузера обещают максимально приблизить поддержку стандартов к идеалу. Существует специальный тест на соответствие браузера стандартам, на данный момент ближе всех соответствует стандартам Opera.

Кроме выС?еперечисленного, в модель Веб 2.0 относят также средства персональной публикации контента, различные блоги, вики и онлайн-дневники, подкасты, теги, микроформаты. Как все это классифицировать, а тем более, дать ему определение?
Р?так, на чем мы становились? «Web 2.0 это хороС?о забытый старый подход…» Стоп, опять-таки. Подход к чему? Да и подход ли? Скорее всего, это список приложений, сервисов, сайтов, о которых можно сказать «Вот это Web 2.0, а это нет, вот тут есть будущее, а это уже отжило».

Web 2.0 – это мечта о наболевС?ем, стремление к быстроте, интерактивности, стандартизации, лучС?ее из всего, придуманного в Вебе за последние полтора десятка лет. Это – ориентация на пользователя, а не на вебсайт, возможность пользовательской интеракции с контентом, а не предоставление ему документа – будь то нужного, или соверС?енно бесполезного. Один мой знакомый, поверхностно ознакомивС?ись идеей веба 2.0 приС?ел к заключению «Мне это не нужно, я не смогу крутить свои баннеры.» Думаю, вопрос надо ставить по-другому: «А буду ли я нужен Вебу 2.0? Найду ли я в нем свое место со своими баннерами?»
Да, несомненно, нужны будут новые подходы, модели, идеи, но переход не будет катастрофой, чем-то неожиданным. Более того, Веб 2.0 уже приС?ел, и в принципе, он уже давно здесь, с чем вас и поздравляем.

Денис Кравченко,
SEO-аудитор компании NetPromoter

0 Responses to “Web 2.0 за окном”


  1. No Comments

Leave a Reply